Основы программирования на языке C++

Быстрый старт

Консольные приложения (Console Application)

Язык C++ на платформе .NET может использоваться для создания как системного программного обеспечения, так и пользовательских Windows- и Web-приложений.

Язык C++ позволяет разрабатывать как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом. Хотя приложения с графическим интерфейсом выглядят более привлекательно, с точки зрения программиста они, как правило, затрудняют понимание программного кода. Поэтому там где нет необходимости создавать графический интерфейс рекомендуется работать в консольном режиме или, как его еще называют, в режиме командной строки.

Чтобы открыть среду программирования C++ нужно выбрать в меню "Все программы" пункт "Microsoft Visual Studio C++ 2008 Express Edition", в результате чего появится основное окно с начальной страницей (Start Page).

Для разработки нового программного проекта (Project) можно либо выбрать в разделе Recent Projects пункт Create: Project..., либо выбрать в меню команду File, далее New и Project. В результате появится окно выбора типа создаваемого проекта. В левой части окна Project types следует выбрать тип создаваемого проекта, в данном примере это будет C++ Win32. При этом в правой части Templates отображаются возможные варианты шаблонов, которые используются при создании нового проекта.

При создании консольного приложения нужно в окне шаблонов (Templates) выбрать тип Win32 Console Application, заменить предлагаемое по умолчанию имя проекта в поле Name: при необходимости на свое и нажать кнопку OK. В результате появится первое окно мастера создания Win32 приложений (Win32 Application Wizard). При нажатии на кнопку Finish будет создан проект с установками по умолчанию, при нажатии на кнопку Next появится второе окно мастера, позволяющее задать собственные установки.

Нажмите кнопку Next и в появившемся окне выберите в качестве типа приложения (Application type) консольное приложение (Console application), а в дополнительных опциях (Additional options) поставьте галочку у опции Пустой проект (Empty project), как показано на рисунке.

Чтобы завершить работу мастера нажмите кнопку Finish.

В результате будет создан пустой проект как показано на рисунке.

Все компоненты, которые содержит проект, отражены в окне Solution Explorer, находящемся справа. Поскольку был создан пустой проект, то никаких компонентов он еще не содержит.

Чтобы добавить в проект программный код, нужно щелкнуть правой клавишей мыши на папке Source Files в окне Solution Explorer, и в появившемся контекстном меню выбрать пункт Add и затем New Item. В результате появится окно выбора шаблона для вновь создаваемого компонента, представленное на рисунке.

Выберите в правом окне шаблонов Templates файла, содержащего код программы C++ File(.cpp), введите имя создаваемого файла в нижнее окно ввода Name и нажмите клавишу Add. В результате появится окно редактора кода с созданным пустым файлом, в который нужно ввести код, представленный на рисунке.

Чтобы проверить работу программы, нажмите клавиши Ctrl+F5. Появится окно, запрашивающее, нужно ли построить проект?

Чтобы построить и выполнить программу нажмите кнопку Yes. Если программа введена без ошибок, должно появиться консольное окно, содержащее результат работы программы, как показано на рисунке.

Закрыть это окно можно нажатием любой клавиши.

Некоторые пояснения к программе. Любая C-программа, каков бы ни был ее размер, состоит из одной или более функций, указывающих фактические операции компьютера, которые должны быть выполнены.

В нашем примере такой функцией является main. Обычно вы можете давать функциям любые имена по вашему усмотрению, но main - это особое имя; выполнение вашей программы начинается сначала с функции main. Это означает, что каждая программа должна в каком-то месте содержать функцию с именем main. Для выполнения определеных действий функция main обычно обращается к другим функциям, часть из которых находится в той же самой программе, а часть - в библиотеках, содержащих ранее написанные функции.

Одним способом обмена данными между функциями является передача посредством аргументов. Круглые скобки, следующие за именем функции, заключают в себе список аргументов; здесь main - функция без аргументов, что указывается как (). Операторы, составляющие функцию, заключаются в фигурные скобки { и }, которые аналогичны begin-end в паскале. Обращение к функции осуществляется указанием ее имени, за которым следует заключенный в круглые скобки список аргументов. Круглые скобки должны присутствовать и в том случае, когда функция не имеет аргументов.

Ниже приведен пример другой программы, делающей то же самое.

#include <stdio.h>
#include <locale>
int main( )
{
        setlocale ( LC_ALL, "rus_rus.1251" );
	printf("Привет!\n");
        return 0;
}

Данный вариант ближе к исходному стилю программирования на языке C, так как не включает потоковых объектов ввода-вывода cout и cin, характерных для языка C++.

Строка

	printf("Привет!\n");

является обращением к функции, которое вызывает функцию с именем printf и аргументом "Привет!\n". Функция printf является библиотечной функцией, которая выдает выходные данные на терминал (если только не указано какое-то другое место назначения). В данном случае печатается строка символов, являющаяся аргументом функции.

Последовательность из любого количества символов, заключенных в удвоенные кавычки "...", называется 'символьной строкой' или 'строчной константой'. Пока мы будем использовать символьные строки только в качестве аргументов для printf и других функций.

Последовательность \n в приведенной строке является обозначением на языке "C" для 'символа новой строки', который служит указанием для перехода на терминале к левому краю следующей строки. Подчеркнем, что \n представляет только один символ. 'Условные последовательности', подобные \n, дают общий и допускающий расширение механизм для представления трудных для печати или невидимых символов. Среди прочих символов в языке "C" предусмотрены следующие:

В качестве еще одного примера, реализуйте программу, требующую ввода данных от пользователя, вычисляющую арифметическое выражение с использованием введенных данных, и обеспечивающую вывод полученного результата на консоль.

#include <iostream>
using namespace std;

void main()
{
	setlocale(LC_ALL, "rus_rus.1251");
	int a, b, c;
	cout << "Введите первое число: ";
	cin >> a;
	cout << "Введите второе число: ";
	cin >> b;
	c = a + b;
	cout << "Результат равен: " << c << "\n";
}
Hosted by uCoz